Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. И конфликты порой затягиваются во времени, оказывая негативное влияние на продуктивную деятельность и взаимодействие.
Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора. Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе (общее согласие), в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.
Для конструктивного и не директивного разрешения конфликтных ситуаций в нашей гимназии осуществляет свою деятельность Служба медиации.
Целями службы медиации является:
- популяризация среди всех участников образовательной деятельности альтернативных способов разрешения конфликтов, развитие культуры диалога;
- помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов медиации;
- создание альтернативы административному способу реагирования на конфликты, содействие снижению количества административных обращений;
- повышение уровня психологической компетентности участников образовательной деятлельности, в том числе в сфере эффективной коммуникации в конфликте.
Задачами службы медиации являются:
- проведение медиаций и школьных конференций;
- обучение альтернативным методам урегулирования и разрешения конфликтов обучающихся;
- информирование обучающихся и педагогов о принципах и возможностях медиации.
Принципы работы службы:
- добровольность (добровольное участие в медиации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
- конфиденциальность;
- нейтральность;
- равноправие.
Кто может обратиться в службу медиации?
Любой участник образовательной деятельности: педагог, ученик, родитель, администрация гимназии.
Как происходит процесс медиации?
В первую очередь происходит встреча с каждой из сторон конфликта. Выясняются причины конфликта и желаемые способы его разрешения. После сбора и обработки информации организуется встреча сторон с целью согласования дальнейшего поведения и составления примирительного договора. (Примирительный договор является основным документом процедуры медиации, в нем прописываются обязанности сторон и ответственность за выполнение условий соглашения).
Как обратиться в службу медиации?
Для привлечения медиатора к урегулированию конфликта, можно обратиться к заместителю директора по воспитательной работе, заместителю директора по социальной работе, педагогу-психологу гимназии или классному руководителю.